Гладких спрячет $100 млн в питерских болотах на черный день?

Дочерняя компания российских железных дорог ОАО «РЖД» АО «Вагонная ремонтная компания-1»(ВРК-1) собирается вложить около 7 млрд рублей в строительство депо в поселке Новый Свет Гатчинского района Ленобласти.Что об этом думает управление РЖД? Строительство рядового депо стоит такую гору денег и все с этим согласны?

Соглашение о проекте стоимостью 7 млрд рублей (более 100 млн долларов) между компанией и регионом недавно подписали губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и гендиректор ВРК-1 Василий Гладких. Ожидается, что проект будет реализован в2019-2021 гг.

На церемонии подписания Гладких заявил, что открытие нового депо обусловлено растущими грузопотоками в порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом. По его оценке,перевалка грузов в порту Усть-Луга к 2025 году может составить до 130 млн т в год (в прошлом году — 98,7 млн т), железнодорожная инфраструктура будет активно развиваться, объемы грузоперевозок постоянно увеличиваются, поэтому такой проект очень востребован.

При этом на официальном мероприятии по случаю старта проекта губернатор ни разу не упомянул материнскую компанию РЖД, ее инвест планы, но сослался на собственный опыт сотрудничества с Ленинградской областью. По его словам, сроки строительства завода не превысят одного года. И пообещал пригласить всех на открытие предприятия 1 декабря 2020 года.

А теперь немного подробнее.

ВасилийГладких объявил о том, что собирается построить в Ленобласти вагоноремонтное депо мощностью чуть более 17 тыс. вагонов в год за 7 миллиардов рублей. При этом, согласно открытым данным кадастрового реестра, компания Гладких не обладает имущественными правами на какие-либо земельные участки в Гатчинском районе Ленобласти. Существует лишь ни к чему не обязывающее соглашение о намерениях с их собственниками в поселке Новый Свет.

Кроме того, в открытых источниках нет сведений о том, что гендиректором ВРК-1соблюдены требования корпоративные процедуры ОАО «РЖД», а инвест проект строительства депо каким-то образом согласован с монополией. Поэтому неудивительно, что соглашение об инвестировании в российский регион немалой суммы с его главой заключается без присутствия топ-менеджеров материнской компании. И зачем в принципе в Ленобласти новое депо?

В Ленинградской, а также соседних с ней областях у ВРК-1 уже есть 5 депо общей годовой мощностью более 21,5 тыс. вагонов. Еще 5 депо у других «дочек» ОАО«РЖД» (АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3»). Причем все эти предприятия, согласно открытым данным, загружены всего на 30-40%. Целесообразность строительства еще одного предприятия, запуск которого может привести и вовсе к остановке целого десятка вагоноремонтных депо «дочек» РЖД вызывает крайнее недоумение.

Самые большие вопросы, конечно, вызывает стоимость строительства. Например, в 2016 и2017 годах в СМИ, “Коммерсантъ” писал о том, (ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3019502), что на торги выставлялось имущество АО «ВРК-3» по цене чуть более 7 млрд рублей. Аукцион не состоялся из-за того, что рынок посчитал цену крайне завышенной. И это при том, что в состав ВРК-3, согласно информации на сайте этой компании, входят 40 депо и предприятий общей мощностью более 100тыс. вагонов в год. А Василий Гладких хочет построить всего одно депо за такую цену. Сроки окупаемости проекта при таких инвестициях могут составить века.

Все это невольно наводит на мысль, что целью Василия Гладких является не ремонт вагонов и соблюдение интересов материнской компании, а, возможно, нечто, совсем не связанное с новыми мощностями.

Когда в 2005-2006 годах депутат Верховной Рады Украины Василий Иванович Гладких руководил железными дорогами Украины, в правительстве страны о нем сложилось вполне однозначное мнение. Бывший министр транспорта Украины Евгений Червоненко высказывал тогда свое недоумение по поводу этого назначения. «Его выгнал даже Кирпа (Георгий Кирпа был министром транспорта в первом правительстве ВиктораЯнуковича). Железнодорожники в шоке»,– передавало тогда слова Червоненкоинтернет-издание «Украинская правда».

Приход Гладких (известного в народе как «Вася-Локомотив») в «Укрзализныцю»сопровождался увольнениями - прийдя в 2005 году он сразу же вышвырнул на улицу свыше 500 работников гос компании. Затем он расставил везде своих людей. О том,как при нем проводились тендеры, неоднократно сообщалось в СМИ.

 

Например,вся минеральная вода для пассажиров поездов «Укрзализныци» в то время шла через одного поставщика — харьковскую фирму «Пласт», а, например, чай – через фирму«Модифас». Значительные площади на вокзалах Киева и Харькова, как утверждали(ссылка: http://prokuratura.org/?p=741)СМИ,не без помощи Гладких были переданы в аренду фирме «Астрейд», принадлежащей его двоюродному брату. По стопам этих компаний последовала страховая компания«Интертрансполис». С приходом Гладких к руководству «Укрзализныци» именно«Интертрансполис» выиграла тендер по обеспечению медицинского страхования сотрудников «Укрзализныци». Проигравшие тендер страховщики обвинили компанию в непрозрачности конкурса и заранее определенном победителе. При этом руководство самой железнодорожной компании о результатах тендера предпочитало ничего не говорить. И это только несколько таких интересных  моментов работы Гладких.

После снятия Гладких с поста руководителя «Укрзализныци» никто не смог припомнить каких-то его позитивных достижений. В газете «Коммерсант-Украина» различные эксперты называли его типичным временщиком, позором для «Укрзализныци». «Он принял предприятие с профицитом, а его уход сопровождался дефицитом оборотных средств около четырех миллиардов гривен. Он проводил непрозрачную кредитную политику — тендеры выигрывали те, кто предлагал высокие цены», - говорилось в комментариях изданию (ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/701174?query=позор%20для%20«Укрзализныци»). После ухода Гладких кабмин Украины, выразил особую обеспокоенность финансовым состоянием организации, долги которой превысили 7млрд грн (в ценах 2006 года). И причиной возникновения долгов кабмин назвал полуторагодичное преступное хозяйствование, которое поставило «Укрзализныцю» на грань банкротства.

ВасилийИванович и в своей политической жизни всегда искал выгоду. Вот лишь небольшая выдержка из его депутатских метаний: член фракции «Єдина Україна»(05.2002-07.2002) - член фракции партий ППУ и «Трудовая Украина»(07.2002-04.2004) - член фракции политической партии «Трудовая Украина»(04.2004-12.2004) - член фракции «Трудовая Украина» и НДП (12.2004-02.2005) -уполномоченный представитель фракции НДП и группы «Республика»(02.2005-04.2005) - внефракционный (04.2005-09.2005) - член фракции НДП и партии «Трудовая Украина» (09.2005-10.2005) - внефракционный (10.2005) - член группы «Доверие народа» (10.2005-12.2005) - член фракции политической партии«Возрождение» (с 12.2005). Он приставал к тому берегу, на котором в тот или иной момент было сравнительно тепло. А будучи в составе «Возрождения», говорят,заставлял железнодорожников отчислять несколько сотен гривен ежемесячно на нужды партии.

Нов какой-то момент, видимо, поссорившись с Януковичем, не получив от различных политических сил Украины никакой поддержки, а может быть, позарившись на хорошие деньги, Гладких обратил взор в сторону России. И в 2007 году,заручившись, судя по всему, поддержкой Владимира Якунина (экс-президент ОАО«РЖД») Гладких был назначен руководителем представительства российской ЖД монополии в Украине.

ГосподинГладких с тех пор считался человеком, близким к Владимиру Якунину, а по сведениям ряда изданий (ссылка: https://www.facenews.ua/columns/2016/308150/), якобы помогал обустраивать быт и даже обеспечивать трудоустройство политических беглецов из Украины после событий 2013-2014 годов.

И тут может быть стоит вспомнить о том, что в ходе одной из президентских избирательных кампаний в Украине Гладких публично внес в избирательную кассу кандидата Виктора Януковича $500 тыс. От себя лично. Откуда он взял эти деньги,конечно же, не сказал. Об этом факте тогда сообщали украинские СМИ и (ссылка: http://cripo.com.ua/persons/?p=17063/) . И, видимо, беглые политики, а может быть и сам Янукович вкакой-то момент от безысходности обратились к Васе-Локомотиву за помощью. А раз обратились, то у Гладких снова было, чем помочь.

Однако,поскольку сегодня все, что связано с беглым экс-президентом считается крайне токсичным, а все люди, связанные с его бегством и прочим подобным бэк граундом,перешли в разряд одиозных и неудобных как для Украины, так и для России. Можно было бы предположить, что с учетом всего вышеизложенного в России господин Гладких не нужен и, скорее всего, будет уволен с нынешней позиции. Но вполне вероятен и другой вариант - и история стоимостью в более чем 100 млн долларов на строительство вагоноремонтного депо под Питером тоже станет токсичной и недостойной внимания широкой общественности. Ведь никто пока ясно не ответил на вопросы: кто инвестор, откуда у Гладких деньги, зачем депо и будет ли депо?